13.02
23:35
Игорь Малин. КЛИМАТ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отмечается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования – субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства (А.Трубников). Такое доминирование, и это, очевидно, не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности и вообще психологического здоровья его личности.
В современном обществе наблюдаются качественно деформированные взаимоотношения детей и взрослых, основанные на увеличении духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. Ребенок стал чужим для массы взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые зачастую не реализуют элементарные возможности общения с ними, не говоря уже о высоких уровнях общения, о диалоге и сотрудничестве. В результате у детей формируется неадекватная самооценка, приводящая к их духовному краху, одиночеству, цинизму, неприятию мира. Практически оказывается нарушенной семья как основная сфера социального развития ребенка.
Данное исследование посвящено изучению влияния психологического состояния семейного общения, его структуры и доминирующего типа на формирование Я-концепции и здоровой самооценки детей. Исходными для такого исследования для нас являются следующие научные гипотезы:
1. Среди личностных свойств ребенка наиболее существенное значение для оптимального развития личности ребенка имеет система свойств, составляющих позитивную Я-концепцию ребенка. Мы предполагаем, что в эту систему входят следующие свойства: 1) здоровая личностная самооценка; 2) принятие себя; 3) адекватное представление о себе; 4) высокий уровень самоуважения; 5) уверенность в себе; 6) отсутствие чувства вины. По нашему мнению, именно позитивная Я-концепция представляет собой системное качество личности, от которого в большой мере зависит психологическое благополучие личности и ее нормальное психическое развитие и целостное состояние психологического личностного здоровья.
2. Формирование позитивной Я-концепции зависит от преобладающего в семье психологического климата общения и преобладающего его типа. Мы выделяем два основных типа психологического климата общения: диалогический, при котором доминирует личностно и духовно ориентированное взаимодействие между родителями и детьми, нравственно-ценностные отношения в семье; и монологический, для которого характерны формальные, стандартизованные, авторитарные и иные непродуктивные стили общения между ними.
3. Оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка является диалогический, личностно и духовно ориентированный климат общения в семье.
Осуществленный нами теоретический анализ, а также результаты проведенного предварительного исследования показывают, что формирование качеств, составляющих позитивную Я-концепцию, в значительной мере зависит от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в ней психологического климата общения. При этом предполагается, что формирование здоровой самооценки и позитивной Я- концепции возможно только в здоровой семье и только в позитивных условиях семейного общения.
Среди многообразия типов и форм межличностных отношений и общения в семье, отмечаемых в психолого-педагогической литературе, можно выделить два типа, наиболее глобальных и противоположно значимых для развития ребенка.
Первый из них – монологический – объединяет различные модификации и варианты общения, описанные в работах многочисленных исследователей: авторитарно-примитивный, стандартизованный (А. Б. Добрович), конформный, манипулятивный (С.Л. Братченко), авторитарный, конфликтный (С.А.Шеин), времяпрепровождение и игры (Э.Берн). Сюда же относятся такие стили общения, как дистантный, подавляющий, властный, нейтральный и другие (Е.В. Залюбовская, Р.П.Козлова). Все они представляют низший уровень общения, где на первом месте стоит незыблемость авторитета взрослого (родителя) и беспрекословное подчинение ребенка. Анализ исследований авторитарного стиля общения (Ш.А. Амонашвили, В.Е.Каган, С.А. Рябченко) показал, что данный стиль общения приводит к негативным последствиям для развивающейся личности ребенка, так как его силы направлены больше на постоянную психологическую защиту от "агрессии" взрослых, а не на личностное развитие.
Другой – диалогический уровень. Его оптимальность в процессе педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы. Он объединяет такие описанные в литературе стили общения, как доверительно-диалогический (С.А.Шеин), диалогический (Г.А.Ковалев, В.А.Кан-Калик, С.Л.Братченко), близость (Э.Берн), духовное общение (А.Б. Добрович). Все они характеризуются, прежде всего, отношениями равноправных партнеров по общению, признанием неповторимости и уникальности друг друга, верой в позитивное начало в человеке, его доброту и моральность.
Анализ концепций современных отечественных и зарубежных авторов (В.А.Сухомлинский, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Т.А.Флоренская, Г.А.Ковалев, В.В.Рыжов, К.Роджерс, Р.Бернс, А. Маслоу) позволяет предположить, что диалог является наиболее продуктивным стилем общения, а диалогический климат семейного общения – наиболее благоприятным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка и его целостного психологического личностного здоровья.
Традиция изучения диалога в отечественной психологии предусматривает несколько плоскостей интерпретации этого понятия, все из которых подтверждают его высокий потенциал. Диалог, в соответствии с этими взглядами, это:
1) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности;
2) ведущая детерминанта этого развития, когда взаимодействие в системе "ребенок-родитель" переходит "вовнутрь" ребенка, определяя тем самым его индивидуальное психологическое своеобразие;
3) процесс (трудно формируемый в позитивистской традиции);
4) определенное психофизическое состояние общающихся людей;
5) высший уровень организации отношений между взрослыми и детьми;
6) наиболее эффективный способ воспитания (Г.А.Ковалев, 1985).
Диалогическое общение – это общение, насыщенное элементами диалога, представляющее собой активный, деятельностный процесс, являющийся одновременно условием, фактором и способом бытия и развития каждой личности, в нем участвующей. Диалогическое общение осуществляется диалогическими личностями, которые выступают как носители гуманистических ценностных установок.
Понятие диалогической личности является новым для психологии общения. В этом понятии зафиксирован высший уровень развития и реализации духовных потенциалов человека, проявляющихся в его общении с другими людьми. Нами осуществлен анализ основных признаков диалогической личности в их предельном, совершенном выражении на материале текстов Евангелий и примере взаимодействия с людьми Иисуса Христа. Этот анализ наряду с использованием аппарата современной психологии общения позволил выявить характерные особенности диалога как высшего уровня общения и диалогической личности как субъекта такого общения.
Исследование диалогического общения на примере взаимодействия Иисуса Христа с различными людьми и тех результатов спасительного диалога, к которым оно приводило и продолжает приводить, позволяет в самых общих чертах обрисовать портрет диалогической личности, выделить характерные особенности, выражающие способность человека быть в диалоге с другими людьми. Характерные признаки диалогического уровня общения и есть, собственно, реализация, воплощение внутренних свойств диалогической личности.
Это, во-первых, диалогическая установка сознания, как способность вмещать духовные проблемы всех времен и культур и понять их не с высоты превосходства, а сообразно их собственной логике, самобытности и уникальности. Диалогическая установка сознания выражает способность личности быть гражданином мира, сыном человечества, сострадать всякой нужде, где бы и кто бы ее ни испытывал; воспринимать всякую несправедливость и всякое зло, где бы они ни проявились, личностно, то есть как совершаемые по отношению к ней; радоваться всякому добру, где бы оно ни наблюдалось, как личному достоянию. Это свойство А. Маслоу, например, обозначает термином "высшие переживания" и считает его основополагающим качеством самоактуализирующейся личности (А.Г. Маслоу, 1996). В русской литературе такая установка сознания личности как признак ее диалогичности выражена в творчестве Ф.М.Достоевского, и именно романы Достоевского легли в основу диалоговедения М.М.Бахтина (М.М.Бахтин, 1964).
Во-вторых, это активное диалогическое отношение к собеседнику как выражение веры в его способность пусть и своим собственным путем придти к истине, приобщиться к ней. В этом смысле диалогическая личность есть "повивальная бабка", помогающая рождению истины в человеке. Известный своими диалогами Сократ, хотя и был подчас неравноправен с собеседниками, но, помогая рождению истины в споре, он был равноправен со всяким, даже с самым последним глупцом, в возможности ее достижения.
В-третьих, это безусловное принятие личности собеседника и бескорыстное отношение к нему, подобное тому, как Бог принимает всякого человека и любит его, независимо ни от чего, просто потому, что он человек – творение Его. Поистине, более не за что нас ни принимать, ни любить, "потому что помышление сердца человеческого "зло от юности его" (Быт. 8:21) и "нет праведного ни одного; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3: 10, 12).
В-четвертых, это безоценочное отношение к собеседнику и соответствующее выражение своих мыслей и чувств – также неотъемлемые качества диалогической личности. "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7: 1-2). "Не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лук. 6: 37).
Следует выделить и отметить также следующие особенности в качестве свойств диалогической личности :
– способность к настрою на актуальные состояния "здесь и сейчас", доминанта на собеседнике (А.А.Ухтомский), концентрация на клиенте (К.Роджерс);
– эмоциональная и личностная раскрытость, доверчивое предоставление себя другому, по-детски бескорыстное и искреннее выражение своих переживаний и мыслей;
– неформальность отношения, внеролевое и внеигровое поведение, связанные с отсутствием какого бы то ни было стремления к манипуляциям и какой бы то ни было боязни подвоха и ловушки со стороны собеседника;
– доброжелательность как выражение любви к собеседнику, желания ему добра и сострадания о зле, какое есть в человеке. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лук. 6: 45). "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7: 12);
– способность к диалогическому проникновению в собеседника, которая в своем предельном выражении позволяет достигать общности психологического пространства с ним, общую временную протяженность, единое эмоциональное со-бытие.
М.М.Бахтин, раскрывая суть диалогического проникновения собеседников диалога друг в друга, писал: "Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя" (М.М.Бахтин,1964).
Следует отметить, что диалог может разворачиваться на разных уровнях событийности. Один из таких уровней – это реальное и конкретное со-бытие с другим человеком в реальном и конкретном речевом взаимодействии с ним. Он находит свое выражение в том, что чаще всего и понимается под диалогом – речевая деятельность, коммуникация в форме взаимного обмена репликами. На этом уровне диалога могут общаться с большей или меньшей эффективностью и глубиной многие люди.
Другой уровень – внутренний диалог со своим подлинным "Я", своей внутренней сущностью, совестью, своим духовным началом. К диалогу на этом уровне способны уже не все, но те, в ком духовное сущностное начало возбуждено и пробуждено к возрождению.
Следующим уровнем можно считать диалог с социумом, культурой, человечеством как выражение способности "соприсутствовать иной данности" (В.Франкл). Он связан с достижением личностью значительных высот духовности и общности с высокими общечеловеческими ценностями.
Наконец, трансцендентальный уровень диалога с Богом как единство с предельными, конечными ценностями Бытия, высшими духовными, объективно значимыми, сущностными силами. На этом уровне диалог выводит человека за пределы его собственной личности, его ближайшего социума и общества, его национальной родины, делает его гражданином мира и способным сострадать всякому страждущему, и быть близким всякому, кто нуждается.
Итак, главные характеристики диалогического общения – это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.
В процессе воспитания, формирования Я-концепции и содействия психологическому личностному здоровью ребенка диалог является высшим уровнем организации контактов между родителями и детьми. Такой уровень общения оптимален с точки зрения организации, обладает максимальным психологическим потенциалом воздействия (личностно-развивающим, воспитательным, творческим). Психологическим содержанием такого общения является адекватное взаимное отражение партнеров по общению, позитивно окрашенное, "личностное" отношение их друг к другу и "открытое" взаимное обращение.
Суть диалогического общения заключается в признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг ко другу, в ориентации каждого на понимание, доверительность, открытость, безоценочность суждений, искренность выражения чувств и состояний. Это универсальный уровень общения, определяющий здоровое отношение личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической (душевной) и духовно-нравственной сфер. На этом уровне происходит осознание человеком своего Я, своей значимости, уникальности, обретается эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, чувство счастья и радости жизни.
Психологическим условием реализации подлинно личностного общения и влияния его на личностное развитие является диалог как со-бытие, в котором воздействие уступает место психологическому единству участников сотрудничества, становится возможным личностное развитие. Именно сотрудничество и диалог наиболее адекватны человеческой природе, именно они оптимальны для здорового и гармоничного развития личности. Именно в этих условиях возможны действительно эффективные и глубокие психологические, личностные и педагогические влияния людей друг на друга.
Анализ исследований, посвященных диалогу как высшему уровню общения, позволил выявить некоторые составляющие психологического климата семейного общения как условия формирования позитивной Я-концепции ребенка. Сюда входят: преобладающий стиль общения в семье, доминирующие ценности семьи и содержание взаимодействия между родителями и детьми.
Диалогический климат семьи характеризуется преобладанием личностно-ориентированного, диалогического стиля общения. Психологическими детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики: активное диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному партнеру по общению независимо от его возраста; признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доминанта на "собеседнике" (А.А. Ухтомский) в отличие от ориентации на своего "двойника" (проецирование своего "я" на собеседника); доброжелательность и доверительность как выражение любви друг к другу; открытость, искренность в выражении чувств. Именно эти характеристики делают диалог высшим уровнем общения, раздвигающим границы родительского воздействия на ребенка.
Диалогический климат семейного общения характеризуется доминированием духовно-нравственных ценностей. Нами осуществлен анализ личностно-духовного потенциала как детерминанты высших уровней межличностного взаимодействия и общения. Обращение к работам представителей русской христианской философии, педагогики, психологии И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, современных отечественных и зарубежных ученых Т.А.Флоренской, В.В.Рыжова, Е.И.Исаева, В.И.Мурашова, К.Роджерса, А.Маслоу, В.Франкла показало, что духовность личности, ее ориентация на ценности добра, любви, красоты, истины лежат в основе подлинно человеческого, глубоко личностного способа отношения к другому человеку. Они лежат в основе общения, ориентированного на эти ценности в другом человеке.
Духовная сторона личности реализуется именно в диалоге. Подлинно диалогическое общение является естественным воплощением духовной, развитой, обладающей необходимыми качествами личности. Оно предполагает открытость, естественность, искренность, свободу и ответственность. Если в общении с родителями ребенок вынужден подавлять себя, проявлять неискренность, скрываться и т.п., то диалог как высший уровень общения с родителями теряет свою первоначальную сущность и приобретает признаки формальности, ролевой игры, не способствующей открытости, позитивности во взаимоотношениях. Свобода и ответственность личности в диалоге проявляются в ее стремлении к совершенству, к психологическому росту, возрождению, в ориентации на духовно-нравственные ценности человека, общества, природы. Поэтому, когда мы говорим о диалогическом общении, мы предполагаем, что такое общение – главное условие развития духовно богатой личности.
Мы полагаем, что семья, являясь первоосновой формирования позитивной Я-концепции личности, ее воспитания, должна осуществить переход на диалогический, личностно и духовно-ориентированный уровень общения с детьми.
Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного пилотажного исследования позволяют предположить, что личностно и духовно ориентированный климат общения в семье, является оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка и ведущим фактором личностного психологического здоровья ребенка. Главным фактором, обеспечивающим установление в семье диалогического климата общения является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности. Этот фактор может быть обозначен как фактор духовности семьи.
В проведенном нами экспериментальном исследовании для изучения основных показателей Я-образа ребенка, подлежащих диагностике на этапе констатирующего эксперимента, нами были обследованы 94 семьи. Для выделения основных показателей были использованы: наблюдение семей, беседы с детьми и родителями, в качестве базовой методики для этого исследования использовался модифицированный нами вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, а также социометрический эксперимент и тест на самооценку по шкалам С. Будасси. По результатам исследования были составлены психологические портреты семей, подвергнутые затем контент-анализу.
На основе всей совокупности данных были выделены основные критерии, по которым различаются семьи с монологическим и с диалогическим климатом семейного общения. Для семей с диалогическим климатом общения характерны взаимное доверие, доброжелательность, открытость, совместная деятельность, сотрудничество, свобода выбора деятельности ребенка. Все эти качества, по нашему мнению, являются выражением любви к ребенку. Для семей с монологическим климатом –дидактический стиль высказываний, потребность командовать, недружелюбие, недоверие, непринятие, отсутствие совместной деятельности.
Таким образом, наиболее существенные различия между семьями с диалогическим и монологическим типом психологического климата обнаруживаются по критерию самооценки детей, а также по показателям уверенности в себе и отсутствия чувства вины. В нашем представлении о позитивной Я-концепции именно эти характеристики описывают ее.
Наличие устойчивой статистической связи между показателями диалогического климата семейного общения и показателями позитивной Я-концепции ребенка свидетельствует о серьезном влиянии, какое оказывает психологический климат общения в семье, в частности диалогический характер общения с ребенком, на формирование его позитивной Я-концепции и самооценки
→ Игорь Малин. КЛИМАТ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Комментарии:
Our main objective is to take you to an online casino that you will enjoy without worrying about your safety. All casino brands listed here are authorized by the respective US state gaming divisions. All winnings are paid out, 100% guaranteed! However, winning is not guaranteed, but the Return to Player (RTP) of all online casino games is audited by gaming regulators to ensure players are given a fair chance.