26.10
20:18
Игорь Малин. Психологические функции семьи и духовное состояние личности ребенка
Сегодня наблюдается широкое распространение нарушений психического развития детей, получивших в последнее время название антропогений (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001). Это нарушения психики и личности ребенка, обусловленные неблагоприятным влиянием на него другого человека, в первую очередь родителей. Как ни парадоксально, но родители, давая жизнь ребенку, могут ее забрать или сделать невыносимой. Родители способны на чудеса любви, и в то же время никто не может причинить ребенку такого вреда, как они. Связанность ребенка с родителями таит в себе целительную силу, но и болезнетворную опасность.
Духовно-нравственное нездоровье родителей, как свидетельствуют данные исследований (А.А. Адрущакевич, 2003; Б.С. Братусь, 1988; В.В. Рыжов, 2006; Е.Ю. Шулакова, 2002), их нездоровый образ жизни и лежащие в его основе безнравственные ценности обладают свойством воспроизводиться в детях. Средой такого воспроизводства является, главным образом, семья. Взросление ребенка – дело трудное и даже болезненное, особенно если оно протекает без Божьего водительства. Если среда жизни ребенка препятствует развитию в нем человеческих качеств, он может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, это сейчас случается не так уж редко. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных сказках это называется колдовством. При таком колдовстве ребенок теряет человеческий облик. Непослушный Иванушка превращается в козленка, заколдованный Снежной Королевой брат Герды Кай оледенел сердцем, стал бездушным и эгоистичным, по вине злой мачехи царевна навсегда уснула. Метафоричность потери человеческого облика близка реальностям сегодняшнего дня. Мы наблюдаем потерю человеческого облика детей-наркоманов, девочек-проституток, озверевших подростков с металлическими прутьями в руках, убивающих первого попавшегося на их пути.
Чтобы "расколдовать" и спасти ребенка, нужен близкий, его любовь. Процесс исцеления, личностного пробуждения – это серьезное испытание и для ребенка, и для близкого ему человека.
Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни необходимы взрослые, родители. Именно они призваны обеспечить ребенку приобщение к родовой человеческой сущности, право и возможность стоять на человеческом пути развития. Что касается душевного и духовного здоровья ребенка, то оно, по мнению специалистов, имеет интерсубъектную (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001). Это означает, что в течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, но общность ребенка и взрослого. И если мать не проявляет любви, эмоционально не привязана к ребенку, если ребенок нежеланный, если он психологически "заброшен" родителями, то его развитие будет очень осложнено.
Это значит также, что если душевно и духовно нездоров значимый для ребенка взрослый, если он ведет нездоровый образ жизни, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.
В самом раннем детстве особенно важна для ребенка эмоциональная связь с матерью. Без любви, тепла, эмоционального и физического контакта у ребенка не будет уверенности в защите и благополучии. Ребенок сможет стать взрослым и независимым, только обретя эту уверенность. При этом важно, что способность к сопереживанию, к любви и поддержке у матери обеспечивается как бы возвращением ее в собственную детскость, в чувства, которые она сама когда-то испытывала. И если, например, у нее самой было несчастливое детство, если к ней самой в детстве относились плохо, она сама была нежеланной, то есть вероятность, что эта ситуация повторится с ее ребенком и далее в следующем поколении.
Так именно возникают и разрастаются сейчас различного рода нарушения материнства и вообще родительства. Миллионы детей попросту гибнут, не родившись (аборты). Многие дети в России – сироты при живых родителях, брошены матерями после рождения. Еще больше детей с "фальшивыми" родителями, которые хотя и живут вместе с ними, но мало интересуются детьми, предоставив им, как они полагают, свободу развития. Однако, если не будет полноценного общения ребенка со значимыми взрослыми, родителями, матерью или это общение будет иметь пагубное влияние на ребенка, возможно возникновение психологического неблагополучия.
Именно это и лежит в основе антропогений, то есть психологических болезней ребенка, обусловленных влиянием значимых взрослых. Специалисты единодушны в том, что состояния ребенка непосредственно зависят от окружающей его обстановки и, в первую очередь, отношений с близкими ему и значимыми для него людьми. Эксперты ВОЗ, на основе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми в семье.
Значимый взрослый – это тот, кто оказывает существенное влияние на развитие и образ жизни ребенка, на его психологическое здоровье. Его можно характеризовать по двум критериям:
1) Кровное родство
По этому критерию значимый взрослый может быть родным или чужим. В первом случае – это принадлежность к одной родовой линии – отцовской или материнской. Самые родные по крови – это родители.
2) Духовная близость
По этому критерии значимый взрослый может быть близким или чуждым. Мера кровного родства изначально задана и неизменна. Кровных родителей не выбирают. Поэтому подлинные отношения и подлинная близость ребенка и взрослого определяется по духовной линии.
Кровные родители являются родными. В то же время они могут быть и духовно близкими ребенку, но могут быть и чуждыми ему. Чужие по крови взрослые могут стать для ребенка подлинно близкими. Мерой действительной близости взрослого и ребенка является любовь. Она осуществляется в практике совместного бытия и воспитания ребенка, практического и конкретного отношения к нему (В. Пултавска, 1994; В.В. Рыжов, 2006; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).
Отношение взрослого к ребенку определяется тем, как он соучаствует в жизни ребенка. Это является самым главным условием психологического здоровья ребенка. Своим участием в жизни ребенка родители выполняют, вернее сказать, должны выполнять две функции, или задачи, выражающие назначение семьи. Первая из них – это защитная функция. Семья призвана защитить детскую самобытность, сохранить уникальность ребенка, помочь ему стать собой, обрести самостоятельность. Вторая функция – это воспитательная. Она состоит в приобщении ребенка к родовой человеческой сущности и культуре (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001).
Дело в том, что даже еще до рождения ребенок обладает характером и индивидуальностью. А после рождения эти различия очень заметны в их поведении. Каждая отличительная особенность ребенка имеет свой смысл и назначение. Нужно разглядеть это и помочь не только сохранить индивидуальность ребенка, но и развить его задатки. Не рожденный еще ребенок, ребенок во чреве матери уже представляет неповторимую уникальную индивидуальность, которую Бог видит и знает, и сохранить которую поручено родителям. "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, – говорит Господь пророку Иеремии, – Я познал тебя и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иеремия 1:5).
Одни дети от рождения проявляют себя как трудные: энергичны, упрямы, своевольны, шумны, с перепадами настроения. Другие, наоборот легкие дети: положительные эмоции, хорошая приспособляемость, ровное поведение, беспроблемность питания, сна. Такой малыш всегда радость для родителей и учителей. Это покладистые дети, по определению Джеймса Добсона. А третий тип – медлительный или застенчивый, неуверенный, склонный не протестовать, а просто уходить, когда возникают проблемы. Для родителей правильнее всего, всячески сохраняя и защищая индивидуальность ребенка, наполнить ее лучшим содержанием.
Пренебрегая защитной функцией и злоупотребляя воспитательной, родители могут, даже исходя из благих побуждений, нанести ребенку серьезный урон. Существует даже научный термин для обозначения нарушений психики ребенка, вызванных воспитательным рвением взрослых – дидактогении. Например, чрезмерно опекая ребенка, не позволяя ему испытать малейшего негативного переживания, тревоги или беспокойства, мать может нанести урон процессу взросления ребенка. Мать должна суметь вынести тревоги и огорчения своего ребенка. Ей не следует лишать ребенка огорчений хотя бы время от времени. Еще одним проявлением неразумного педагогического рвения, приводящего к развитию робости, запуганности и неспособности ребенка постоять за себя, является чрезмерная строгость и давление. Но главное даже не в самой строгости, а в подключении к ней чувства вины ребенка. "Не делай этого, а то у папы будет сердечный приступ", или "мама умрет с горя". Иногда родители внушают ребенку страх, что оставят его, если он не будет слушаться. Иными словами, взваливают на ребенка ответственность, которую не все дети могут вынести. Важно найти равновесие, гармонию в решении этих двух задач семьи: защитной и воспитательной. Не злоупотребить воспитанием и не удариться в попустительство.
Для этого необходимо разобраться с тем, какие позиции в отношении ребенка занимают родители в совместной с ним жизни. Какими средствами они могут пользоваться для этого. Какие нарушения в этих позициях могут повредить душевному и духовному состоянию ребенка.
Можно выделить несколько ролевых позиций, которые могут занимать по отношению к ребенку его родители. Первая из них – это позиция "родитель" – родной и близкий человек, дающий ребенку любовь, заботу, эмоциональное тепло, защиту и безопасность, связь с родом человеческим, семьей и домом. Вторая – это позиция "учитель". Родители обучают ребенка всеобщим человеческим способам деятельности: как пользоваться предметами, есть, пить, одеваться, разговаривать, играть, общаться и т.п. В качестве третьей назовем позицию "умелец". Родители передают ребенку свои особые умения и вырабатывают у него специальные способности: готовить еду, стирать, шить, красиво одеваться, украшать жилище, петь, рисовать, конструировать, ремонтировать, играть в шахматы и т.п., развивают умственные способности и пр. Четвертой родительской позицией назовем позицию "наставник, пастырь". Родители направляют духовно-нравственное развитие ребенка, помогают избрать путь добра, любви, красоты, истины, милосердия и другие общечеловеческие духовные ценности.
Психологическое и духовно-нравственное благополучие ребенка в полной мере может обеспечить только здоровая семья. Прежде всего, это семья, в которой есть оба родителя, пусть даже не родных по крови, но близких и родных ребенку. Другим признаком здоровой семьи является то, что родители реализуют в достаточной мере все названные позиции: родителя, учителя и умельца, наставника, пастыря. Несостоятельность этих позиций, или какой-либо из них может стать причиной психологического нездоровья ребенка, нарушений его развития, причиной антропогенных синдромов.
Что это за нарушения? Для их обозначения используем термины, соответствующие названным позициям взрослых в семье.
1. Безродность
Это общее название ряда детских антропогенных синдромов, связанных с несостоятельностью позиции "родитель". Она вызвана дефицитом любви, заботы, эмоционального тепла, в целом процесса выращивания родителями жизнеспособного человека. Безродность переживается ребенком как одинокость, заброшенность, разобщенность с людьми, оставленность. Причиной заброшенности и безродности ребенка, его аутизма может быть алкоголизм, наркомания родителей (крайние случаи), конфликтные отношения между родителями, эгоистические ориентации родителей по отношению к нежеланному ребенку и т.д.
В известной притче о блудном сыне, рассказанной Иисусом Христом и описанной в Евангелии от Луки, этот сын, получивший от живого отца свою часть наследства, промотавший ее в дальней стране и оказавшийся на грани голодной смерти, так что был бы рад есть из корыта свиней, не был все-таки безродным. Бедствуя в далекой стране, он вспомнил, что у него есть куда пойти, что у него есть отец. И этот отец любил его, ждал его, страдал о нем. Для этого отца не было большей радости, чем возвращение блудного сына.
Психологически и духовно безродный ребенок в гораздо худшем положении: в его духовных переживаниях нет родного дома, ему некуда идти. Он как Каин, обреченный на скитание по земле, как брошенный щенок, не имеющий надежды.
2. Бесперспективность и нереализованность
Так можно обозначить психологические нарушения, вызванные несостоятельностью родительских позиций "учитель" и "умелец". Эти нарушения вызваны дефицитом обучения ребенка способам активности, а также развития у него специальных способностей и умений. Эти нарушения выражаются в беспомощности, практической ограниченности, неумелости, некомпетентности ребенка. Для такого ребенка очень мало сфер активности, в которых бы он был способен добиться успеха, проявить себя. Эту неготовность к встрече с действительностью называют дезадаптацией. Сам ребенок, особенно в подростковом возрасте может при этом не осознавать трагизма своей ситуации. Тогда практика жизни жестоко его наказывает. Постоянные неудачи могут стать причиной еще более серьезных нарушений психики: агрессивность, депрессии, психозы.
3. Опустошенность
Наиболее серьезной формой детского душевного и духовного нездоровья, наиболее опасным и массовым антропогенным синдромом современных детей, является опустошенность индивидуальной жизни ребенка. Она обусловлена несостоятельностью родительской позиции "пастырь", "духовный наставник" и дефицитом духовной жизни взрослых, детей и семьи в целом, дефицитом или отсутствием духовного наставления детей. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Притчи 22:6). Детская душа восприимчива к наставлению. Но наставление наставлению рознь. Например, ребенку, наставленному современным телевидением, будет нелегко уклониться от пути пьянства, распутства, стяжательства, жестокости. Особенно, если родители, пренебрегая духовным наставлением ребенка, сами отдыхают и расслабляются таки образом.
Итак, основные позиции родителей в жизни и воспитании ребенка и их дефицит связаны с характером душевного и духовного состояния ребенка. Исследования показывают, что причиной всевозможных психологических нарушений у ребенка являются по большей части взрослые, родители. Что может сделать взрослых несостоятельными как родителей, учителей, наставников ребенка? Таких причин очень много. Наиболее массовые – алкоголизм родителей или одного из них, нежеланные дети и вытекающие отсюда отношения к ним (равнодушие, жестокость, насилие), родительский эгоизм, конфликтные отношения в семье, психолого-педагогическая безграмотность родителей и ряд других.
Духовно-нравственное нездоровье родителей, как свидетельствуют данные исследований (А.А. Адрущакевич, 2003; Б.С. Братусь, 1988; В.В. Рыжов, 2006; Е.Ю. Шулакова, 2002), их нездоровый образ жизни и лежащие в его основе безнравственные ценности обладают свойством воспроизводиться в детях. Средой такого воспроизводства является, главным образом, семья. Взросление ребенка – дело трудное и даже болезненное, особенно если оно протекает без Божьего водительства. Если среда жизни ребенка препятствует развитию в нем человеческих качеств, он может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, это сейчас случается не так уж редко. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных сказках это называется колдовством. При таком колдовстве ребенок теряет человеческий облик. Непослушный Иванушка превращается в козленка, заколдованный Снежной Королевой брат Герды Кай оледенел сердцем, стал бездушным и эгоистичным, по вине злой мачехи царевна навсегда уснула. Метафоричность потери человеческого облика близка реальностям сегодняшнего дня. Мы наблюдаем потерю человеческого облика детей-наркоманов, девочек-проституток, озверевших подростков с металлическими прутьями в руках, убивающих первого попавшегося на их пути.
Чтобы "расколдовать" и спасти ребенка, нужен близкий, его любовь. Процесс исцеления, личностного пробуждения – это серьезное испытание и для ребенка, и для близкого ему человека.
Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни необходимы взрослые, родители. Именно они призваны обеспечить ребенку приобщение к родовой человеческой сущности, право и возможность стоять на человеческом пути развития. Что касается душевного и духовного здоровья ребенка, то оно, по мнению специалистов, имеет интерсубъектную (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001). Это означает, что в течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, но общность ребенка и взрослого. И если мать не проявляет любви, эмоционально не привязана к ребенку, если ребенок нежеланный, если он психологически "заброшен" родителями, то его развитие будет очень осложнено.
Это значит также, что если душевно и духовно нездоров значимый для ребенка взрослый, если он ведет нездоровый образ жизни, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.
В самом раннем детстве особенно важна для ребенка эмоциональная связь с матерью. Без любви, тепла, эмоционального и физического контакта у ребенка не будет уверенности в защите и благополучии. Ребенок сможет стать взрослым и независимым, только обретя эту уверенность. При этом важно, что способность к сопереживанию, к любви и поддержке у матери обеспечивается как бы возвращением ее в собственную детскость, в чувства, которые она сама когда-то испытывала. И если, например, у нее самой было несчастливое детство, если к ней самой в детстве относились плохо, она сама была нежеланной, то есть вероятность, что эта ситуация повторится с ее ребенком и далее в следующем поколении.
Так именно возникают и разрастаются сейчас различного рода нарушения материнства и вообще родительства. Миллионы детей попросту гибнут, не родившись (аборты). Многие дети в России – сироты при живых родителях, брошены матерями после рождения. Еще больше детей с "фальшивыми" родителями, которые хотя и живут вместе с ними, но мало интересуются детьми, предоставив им, как они полагают, свободу развития. Однако, если не будет полноценного общения ребенка со значимыми взрослыми, родителями, матерью или это общение будет иметь пагубное влияние на ребенка, возможно возникновение психологического неблагополучия.
Именно это и лежит в основе антропогений, то есть психологических болезней ребенка, обусловленных влиянием значимых взрослых. Специалисты единодушны в том, что состояния ребенка непосредственно зависят от окружающей его обстановки и, в первую очередь, отношений с близкими ему и значимыми для него людьми. Эксперты ВОЗ, на основе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми в семье.
Значимый взрослый – это тот, кто оказывает существенное влияние на развитие и образ жизни ребенка, на его психологическое здоровье. Его можно характеризовать по двум критериям:
1) Кровное родство
По этому критерию значимый взрослый может быть родным или чужим. В первом случае – это принадлежность к одной родовой линии – отцовской или материнской. Самые родные по крови – это родители.
2) Духовная близость
По этому критерии значимый взрослый может быть близким или чуждым. Мера кровного родства изначально задана и неизменна. Кровных родителей не выбирают. Поэтому подлинные отношения и подлинная близость ребенка и взрослого определяется по духовной линии.
Кровные родители являются родными. В то же время они могут быть и духовно близкими ребенку, но могут быть и чуждыми ему. Чужие по крови взрослые могут стать для ребенка подлинно близкими. Мерой действительной близости взрослого и ребенка является любовь. Она осуществляется в практике совместного бытия и воспитания ребенка, практического и конкретного отношения к нему (В. Пултавска, 1994; В.В. Рыжов, 2006; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).
Отношение взрослого к ребенку определяется тем, как он соучаствует в жизни ребенка. Это является самым главным условием психологического здоровья ребенка. Своим участием в жизни ребенка родители выполняют, вернее сказать, должны выполнять две функции, или задачи, выражающие назначение семьи. Первая из них – это защитная функция. Семья призвана защитить детскую самобытность, сохранить уникальность ребенка, помочь ему стать собой, обрести самостоятельность. Вторая функция – это воспитательная. Она состоит в приобщении ребенка к родовой человеческой сущности и культуре (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, 2001).
Дело в том, что даже еще до рождения ребенок обладает характером и индивидуальностью. А после рождения эти различия очень заметны в их поведении. Каждая отличительная особенность ребенка имеет свой смысл и назначение. Нужно разглядеть это и помочь не только сохранить индивидуальность ребенка, но и развить его задатки. Не рожденный еще ребенок, ребенок во чреве матери уже представляет неповторимую уникальную индивидуальность, которую Бог видит и знает, и сохранить которую поручено родителям. "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, – говорит Господь пророку Иеремии, – Я познал тебя и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иеремия 1:5).
Одни дети от рождения проявляют себя как трудные: энергичны, упрямы, своевольны, шумны, с перепадами настроения. Другие, наоборот легкие дети: положительные эмоции, хорошая приспособляемость, ровное поведение, беспроблемность питания, сна. Такой малыш всегда радость для родителей и учителей. Это покладистые дети, по определению Джеймса Добсона. А третий тип – медлительный или застенчивый, неуверенный, склонный не протестовать, а просто уходить, когда возникают проблемы. Для родителей правильнее всего, всячески сохраняя и защищая индивидуальность ребенка, наполнить ее лучшим содержанием.
Пренебрегая защитной функцией и злоупотребляя воспитательной, родители могут, даже исходя из благих побуждений, нанести ребенку серьезный урон. Существует даже научный термин для обозначения нарушений психики ребенка, вызванных воспитательным рвением взрослых – дидактогении. Например, чрезмерно опекая ребенка, не позволяя ему испытать малейшего негативного переживания, тревоги или беспокойства, мать может нанести урон процессу взросления ребенка. Мать должна суметь вынести тревоги и огорчения своего ребенка. Ей не следует лишать ребенка огорчений хотя бы время от времени. Еще одним проявлением неразумного педагогического рвения, приводящего к развитию робости, запуганности и неспособности ребенка постоять за себя, является чрезмерная строгость и давление. Но главное даже не в самой строгости, а в подключении к ней чувства вины ребенка. "Не делай этого, а то у папы будет сердечный приступ", или "мама умрет с горя". Иногда родители внушают ребенку страх, что оставят его, если он не будет слушаться. Иными словами, взваливают на ребенка ответственность, которую не все дети могут вынести. Важно найти равновесие, гармонию в решении этих двух задач семьи: защитной и воспитательной. Не злоупотребить воспитанием и не удариться в попустительство.
Для этого необходимо разобраться с тем, какие позиции в отношении ребенка занимают родители в совместной с ним жизни. Какими средствами они могут пользоваться для этого. Какие нарушения в этих позициях могут повредить душевному и духовному состоянию ребенка.
Можно выделить несколько ролевых позиций, которые могут занимать по отношению к ребенку его родители. Первая из них – это позиция "родитель" – родной и близкий человек, дающий ребенку любовь, заботу, эмоциональное тепло, защиту и безопасность, связь с родом человеческим, семьей и домом. Вторая – это позиция "учитель". Родители обучают ребенка всеобщим человеческим способам деятельности: как пользоваться предметами, есть, пить, одеваться, разговаривать, играть, общаться и т.п. В качестве третьей назовем позицию "умелец". Родители передают ребенку свои особые умения и вырабатывают у него специальные способности: готовить еду, стирать, шить, красиво одеваться, украшать жилище, петь, рисовать, конструировать, ремонтировать, играть в шахматы и т.п., развивают умственные способности и пр. Четвертой родительской позицией назовем позицию "наставник, пастырь". Родители направляют духовно-нравственное развитие ребенка, помогают избрать путь добра, любви, красоты, истины, милосердия и другие общечеловеческие духовные ценности.
Психологическое и духовно-нравственное благополучие ребенка в полной мере может обеспечить только здоровая семья. Прежде всего, это семья, в которой есть оба родителя, пусть даже не родных по крови, но близких и родных ребенку. Другим признаком здоровой семьи является то, что родители реализуют в достаточной мере все названные позиции: родителя, учителя и умельца, наставника, пастыря. Несостоятельность этих позиций, или какой-либо из них может стать причиной психологического нездоровья ребенка, нарушений его развития, причиной антропогенных синдромов.
Что это за нарушения? Для их обозначения используем термины, соответствующие названным позициям взрослых в семье.
1. Безродность
Это общее название ряда детских антропогенных синдромов, связанных с несостоятельностью позиции "родитель". Она вызвана дефицитом любви, заботы, эмоционального тепла, в целом процесса выращивания родителями жизнеспособного человека. Безродность переживается ребенком как одинокость, заброшенность, разобщенность с людьми, оставленность. Причиной заброшенности и безродности ребенка, его аутизма может быть алкоголизм, наркомания родителей (крайние случаи), конфликтные отношения между родителями, эгоистические ориентации родителей по отношению к нежеланному ребенку и т.д.
В известной притче о блудном сыне, рассказанной Иисусом Христом и описанной в Евангелии от Луки, этот сын, получивший от живого отца свою часть наследства, промотавший ее в дальней стране и оказавшийся на грани голодной смерти, так что был бы рад есть из корыта свиней, не был все-таки безродным. Бедствуя в далекой стране, он вспомнил, что у него есть куда пойти, что у него есть отец. И этот отец любил его, ждал его, страдал о нем. Для этого отца не было большей радости, чем возвращение блудного сына.
Психологически и духовно безродный ребенок в гораздо худшем положении: в его духовных переживаниях нет родного дома, ему некуда идти. Он как Каин, обреченный на скитание по земле, как брошенный щенок, не имеющий надежды.
2. Бесперспективность и нереализованность
Так можно обозначить психологические нарушения, вызванные несостоятельностью родительских позиций "учитель" и "умелец". Эти нарушения вызваны дефицитом обучения ребенка способам активности, а также развития у него специальных способностей и умений. Эти нарушения выражаются в беспомощности, практической ограниченности, неумелости, некомпетентности ребенка. Для такого ребенка очень мало сфер активности, в которых бы он был способен добиться успеха, проявить себя. Эту неготовность к встрече с действительностью называют дезадаптацией. Сам ребенок, особенно в подростковом возрасте может при этом не осознавать трагизма своей ситуации. Тогда практика жизни жестоко его наказывает. Постоянные неудачи могут стать причиной еще более серьезных нарушений психики: агрессивность, депрессии, психозы.
3. Опустошенность
Наиболее серьезной формой детского душевного и духовного нездоровья, наиболее опасным и массовым антропогенным синдромом современных детей, является опустошенность индивидуальной жизни ребенка. Она обусловлена несостоятельностью родительской позиции "пастырь", "духовный наставник" и дефицитом духовной жизни взрослых, детей и семьи в целом, дефицитом или отсутствием духовного наставления детей. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Притчи 22:6). Детская душа восприимчива к наставлению. Но наставление наставлению рознь. Например, ребенку, наставленному современным телевидением, будет нелегко уклониться от пути пьянства, распутства, стяжательства, жестокости. Особенно, если родители, пренебрегая духовным наставлением ребенка, сами отдыхают и расслабляются таки образом.
Итак, основные позиции родителей в жизни и воспитании ребенка и их дефицит связаны с характером душевного и духовного состояния ребенка. Исследования показывают, что причиной всевозможных психологических нарушений у ребенка являются по большей части взрослые, родители. Что может сделать взрослых несостоятельными как родителей, учителей, наставников ребенка? Таких причин очень много. Наиболее массовые – алкоголизм родителей или одного из них, нежеланные дети и вытекающие отсюда отношения к ним (равнодушие, жестокость, насилие), родительский эгоизм, конфликтные отношения в семье, психолого-педагогическая безграмотность родителей и ряд других.
→ Игорь Малин. Психологические функции семьи и духовное состояние личности ребенка