google-site-verification: google499c18da859f4d99.html

23.04
18:55

«НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ НАЗАД… ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ ПОГИБНУТЬ»

Прорыв – это прощание;
прощание навек с тем, что знакомо и что близко,
с тем, что возможно имеет и положительные стороны…

Карл Барт (1886-1968)

В повести А.П. Чехова «Степь» из разговора попутчиков Егорушка понимает, «что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своем прошлом они, все до одного, говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением. Русский человек любит вспоминать, но не любит жить» .
«Любит вспоминать, но не любит жить»… Церковная традиция в тексте Священного Писания сохранила память о женщине, потерявшей из-за привязанности к прошлому свое настоящее и будущее, потерявшей свою жизнь…
А дело было так. Достаточно давно в жизнь одной обычной семьи вошло чудо. К людям пришли ангелы Господни, пришли чтобы спасти от смерти, сказав Лоту, главе семейства, казалось бы простые слова: «спасай душу свою: не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Ангелы даже помогли семье сделать этот непростой выбор в пользу жизни: «взяли его за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города» .
«Жена же Лотова оглянулась»… Она посмотрела назад. Там был ее дом, там оставалась ее радость и боль, там жила ее любовь к мужу, там росли ее дети, там прошла ее жизнь. Она оглянулась и «стала соляным столпом» . Она осталась в своем прошлом. Пусть и в хорошем прошлом, но осталась там. Осталась вне жизни. Осталась навсегда. Прошлое просто помешало ей выжить. Вот и вся история…
Ветхозаветное предостережение «не оглядывайся… чтобы тебе не погибнуть» в наше время звучит не менее актуально, чем две тысячи лет назад. Остаться и погибнуть можно как в хорошем, так и в плохом прошлом. Жена Лота погибла в хорошем прошлом. Многие из нас гибнут в плохом…
Слишком просто мы сегодня вязнем в нашем прошлом. Увязаем в старых обидах, страхах, предательстве, несправедливости, увязаем в боли. И, вроде бы, хотим все это забыть, даже делаем усилие отвлечься от неприятных воспоминаний, переключиться на что-то позитивное. Но, как назло, наша память и наши близкие снова и снова возвращают нас в прошлое.
Прошлое временами будет напоминать о себе. Напоминать, захватывая мысли и сердце, реанимируя ушедшие переживания… И вот, надо как-то научиться отпускать свое прошлое. Речь идет не о банальном забвении прошлого, а том, чтобы с прошлым научится жить дальше. Но прежде, отпустив его…
«Время лечит» - обычная отговорка тех, кто не хочет нести ответственность за прошлую трусость и ложь, нести ответственность за подлость и предательство. Нечто подобное происходит и с Пилатом из произведения Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи»: «Понтий Пилат нахмурил брови и потер рукою лоб, пробегая мыслию минувшее. Немного помолчав, он прошептал: Иисус? Назарей? Не помню» . Сложно вспоминать то, о чем мечтаешь забыть раз и навсегда…
А нередко и мы сами будем вытаскивать из прошлого свою обиду и боль… Так уже бывало с нами. В детстве, разбив коленку в кровь, мы ждали когда рана заживет и покроется корочкой. Но отчего-то у каждого из нас появлялась одна и та же мысль - содрать ее вновь…
Наверное, это было подсознательное желание, чтобы о нас снова кто-то позаботился, нас вновь пожалели. Поэтому когда ты видишь человека, возвращающегося к боли из прошлого, не суди его. Он просто желает получить сочувствие и заботу окружающих.
В христианской традиции человек учится общежитию со своим прошлым через опыт прощения. Прощение не равно забвению. Поскольку с церковной точки зрения забывчивость в нас «от невнимания, несерьезности, черствости, нечувствительности к греху, а грех, тяготящий совесть, не забудется» .
Духовное взросление предполагает, по меньшей мере, три этапа: 1. Я прощаю, помню и живу с прошлым дальше; 2. Я прощаю, помню, но не живу прошлым; 3. Я прощаю, помню, но прошлое уже не влияет на мое настоящее и будущее.
Как трудно бывает сказать «я прощаю тебя» тому, кто причинил мне боль… Еще сложнее вырасти в эту самую фразу «я прощаю тебя». Пройдут месяцы, а может и годы, прежде чем произнесенная фраза наполнится соответствующим содержанием и придет исцеление…
«Прошлое не проходит, - замечает митр. Антоний Сурожский, - прошлое остается в нас, пока оно не изжило. А изживается оно подвигом покаяния со стороны грешника и подвигом прощения со стороны жертвы» .
Но даже и тогда из глубины нашей памяти прощенная обида и нанесенная рана будут поднимать в нас справедливое негодование и щемящее чувство боли. И это вовсе не означает, что мы не простили. Просто нечаянно прикоснувшись к шрамам, мы вспомним о времени и причинах их появления. Не более того. Ведь ты уже простил. Ты уже научился жить с прошлым дальше. Если прошлое не мешает твоему настоящему – значит ты простил.
А с памятью не борись, борись с равнодушием, завистью и ложью…
Равнодушие поражает меня тогда, когда я вижу своего обидчика из прошлого обделенным, несправедливо наказанным, оплеванным и растоптанным. Когда вижу, как у него начинает что-то рушиться в жизни. Вижу и… прохожу мимо. Ну и пускай несправедливо его облили грязью. Пусть оклеветали и разрушили его жизнь. Мне-то какое дело до всего этого? В конце концов, сам и виноват. Наконец, любимая фраза равнодушного христианина: «это тебя Бог наказал». Это мы так вслух говорим.
А про себя добавляем: «Так тебе и надо! Это тебе за всю мою боль. За все, что ты сделал. Это тебе за все то, что было у тебя и никогда не будет у меня». И какая-то необъяснимая радость охватывает равнодушного человека, который с удовольствием начинает рассказывать другим о бедах, обрушившихся на голову своего врага из прошлого…
Зависть охватывает меня тогда, когда я обнаруживаю, что мой враг из прошлого оказывается в зоне комфорта. У него все складывается в работе, творчестве, семье. Почему-то «он не погиб», почему-то «Бог его не наказал», отчего-то «семья у него не распалась». Не помогло мое желание, мои действия и даже мои молитвы, чтобы столкнуть его в яму. А мне ведь так этого хотелось…
И я начинаю судорожно искать объяснение его успеху. Да это все его родители. Это его друзья, а не он сам. Просто у него могущественные покровители. А если я вдобавок «церковный человек», то, конечно же, с библейской осведомленностью замечу: «это ему лукавый помогает»… Но даже если все это правда, ты-то почему и чему завидуешь?
Ложь проявляется во мне тогда, когда приглушенное прошлое позволяет мне начать общаться с моим врагом из прошлого… «Время прошло, чего теперь-то кулаками махать?», «Давай не будем возвращаться к прошлому»…
Но если в сердце остались зависть и равнодушие, то не лжем ли мы, вступая в диалог с врагом из прошлого? Может для начала, если я церковный человек, попытаться примириться с Богом, простив своего врага в молитве?
Как воцерковленные люди мы в преддверии причастия вспоминаем о своих ошибках, исповедуем свои грехи. Мы просим прощение. Просим прощение у Бога и у ближнего. И, вроде бы, все нормально к воскресению. Но как назло по пути в храм на наши глаза попадается человек, которого мы просто не перевариваем. И наш благочестивый настрой мгновенно исчезает. Обида из прошлого мгновенно оживает в нас и нам уже не до причастия… Ну почему же именно сейчас?! Ведь все было так хорошо и благочестиво. Но Бога обмануть нельзя. Человека можно, себя можно, - Господа нельзя.
И вот в этот момент не надо отчаиваться и отказываться от прощения, и отказываться от причастия. «Я теперь без мира в сердце не пойду к причастию». «В таком настроении грех причащаться». Подобные ложные мысли необходимо откинуть простой честностью перед Господом. «Господи! Я думал, что у меня получится простить его. Не получилось… И главное, Господь, я не просто не могу, я, честно сказать, не хочу его прощать… Слишком много боли он мне причинил… Я обижен. Я очень на него зол, Господь… Но Ты, Господь, умер за каждого из нас. И за него и за меня. Ты любишь нас одинаково. Мне трудно понять и принять это… Но я прошу Тебя, помоги мне простить его, как и Ты прощаешь меня. Как меня прощали мои близкие и незнакомые люди много раз в моей жизни. Прости и помоги простить. Прости его, Господь… И оживи меня Жизнью Своей. Оживи через принятие Причастия». Вот как-то так…
У каждого из нас могут родиться свои собственные слова. Главное, чтобы они прозвучали, оформившись в молитву. Господь может разрушить власть прошлого над нами. Главное сделать шаг из своего прошлого навстречу настоящему, сделать шаг навстречу Богу. В остальном Он обязательно поможет. Он исцелит твое сердце, исцелит твою память. Он даст тебе мужество простить, и с памятью о прошлом, даст силы жить полноценной, красивой жизнью в твоем настоящем.
«Не оглядывайся назад… чтобы тебе не погибнуть»…

«НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ НАЗАД… ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ ПОГИБНУТЬ»


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).





Друзья


Найти друзей