23.04
18:40
О НРАВСТВЕННОМ И ДУХОВНОМ В ПОВСЕДНЕВНОМ
Не на то взирает Бог, сколько кто делает,
а на то, из чего происходит дело
Фома Кемпийский (1379-1471)
С христианской точки зрения, духовное и нравственное - не одно и то же. Нравственность – это мое отношение к миру, к людям, к самому себе. А духовность - это то, почему я отношусь к окружающим подобным образом. Нравственность – это мое поведение и мои слова[1]. Духовность – мотив.
Понимая это, мы сможем избежать традиционной ловушки – оценивать человека только лишь по его словам и поступкам. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,20). А значит, не торопись «встречать человека по одежке»…
Образ Христа в Евангелии с точки зрения невоцерковленного человека выступает внешне вполне «безнравственным». Достаточно вспомнить недоуменные и даже жестокие по форме слова Господа, оброненные хананеянке, у которой была одержимая дочь: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15,26). Категоричные слова, брошенные в лицо апостолу Петру, «отойди от Меня, сатана» (Мк. 8,33). Вспомнить изгнание торговцев из храма (Мк. 11,15-16). Да еще много чего вспомнить…
Да и в нашей с вами жизни нравственное и духовное не всегда совпадает.
Родители, наказывающие своего ребенка в общественном месте (например, в Церкви), выглядят жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми в глазах зевак. Однако все меняется, когда мы сами оказываемся в роли родителей. И тогда сразу же вспоминается опытом жизни подтвержденная церковная мудрость: «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19,18), «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13,24)[2].
А что до церковной жизни, то, в этом смысле, полезной окажется и древняя суфийская притча: «Один человек взлетал во время молитвы - сказал ученик. Птицы летят еще выше – ответил учитель. Одного человека видели сразу в двух местах – не унимался ученик. Дьявол может быть сразу в тысяче мест – заметил учитель. Что же высшее? – удивился ученик. Встать поутру, пойти на базар, купить провизию, приготовить себе трапезу, - и во всем этом не забывать о Боге».
«Почему я это делаю?» и «каков источник моей силы?» - вот те два простых вопроса, честно ответив на которые, я пойму, сколько духовного в моем нравственном.
«С небес многие вещи выглядят иначе, чем с земли. И наши молитвы оттуда выглядят иначе»[3]…
Хананеянка желала лишь выздоровления своей дочери, а Сам Господь ей был по большому счету безразличен. Петр думал не о Христе, а о своем будущем, когда удерживал Господа от крестного пути. И уж конечно же торговцы заботились не об удобстве для прихожан храма, расставляя торговые ряды с обиходами религиозного быта в святом месте.
В конечном итоге оказалось, что внешне «безнравственным» поведением Христос, пусть и в разное время, но все таки достучался и до хананеянки («исцелилась дочь ее в тот час»), и до апостола Петра («паси овец Моих»), и до многих увидевших изгнание торговцев из храма, а быть может и до самих мерчендайзеров…
Церковь призывает нас не торопиться судить себя, судить ближнего и судить Бога. Надо дождаться плода. Иногда он зреет быстро, а порою следует запастись терпением… Но в любом случае, время, потраченное на ожидание, не пропадет.
Хананеянка дождалась исцеления дочери. Петр дождался славы, о которой мечтал, и прощения, о котором уже и мечтать не мог. Сердца многих людей откликнулись на зов веры спустя годы и уже через апостольскую проповедь.
Духовное и нравственное не одно и то же. Нравственность – это мое отношение к миру, к людям, к самому себе. А духовность – это то, почему я отношусь к окружающим подобным образом. Нравственность – это мое поведение и мои слова. Духовность – мотив.
а на то, из чего происходит дело
Фома Кемпийский (1379-1471)
С христианской точки зрения, духовное и нравственное - не одно и то же. Нравственность – это мое отношение к миру, к людям, к самому себе. А духовность - это то, почему я отношусь к окружающим подобным образом. Нравственность – это мое поведение и мои слова[1]. Духовность – мотив.
Понимая это, мы сможем избежать традиционной ловушки – оценивать человека только лишь по его словам и поступкам. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,20). А значит, не торопись «встречать человека по одежке»…
Образ Христа в Евангелии с точки зрения невоцерковленного человека выступает внешне вполне «безнравственным». Достаточно вспомнить недоуменные и даже жестокие по форме слова Господа, оброненные хананеянке, у которой была одержимая дочь: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15,26). Категоричные слова, брошенные в лицо апостолу Петру, «отойди от Меня, сатана» (Мк. 8,33). Вспомнить изгнание торговцев из храма (Мк. 11,15-16). Да еще много чего вспомнить…
Да и в нашей с вами жизни нравственное и духовное не всегда совпадает.
Родители, наказывающие своего ребенка в общественном месте (например, в Церкви), выглядят жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми в глазах зевак. Однако все меняется, когда мы сами оказываемся в роли родителей. И тогда сразу же вспоминается опытом жизни подтвержденная церковная мудрость: «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19,18), «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13,24)[2].
А что до церковной жизни, то, в этом смысле, полезной окажется и древняя суфийская притча: «Один человек взлетал во время молитвы - сказал ученик. Птицы летят еще выше – ответил учитель. Одного человека видели сразу в двух местах – не унимался ученик. Дьявол может быть сразу в тысяче мест – заметил учитель. Что же высшее? – удивился ученик. Встать поутру, пойти на базар, купить провизию, приготовить себе трапезу, - и во всем этом не забывать о Боге».
«Почему я это делаю?» и «каков источник моей силы?» - вот те два простых вопроса, честно ответив на которые, я пойму, сколько духовного в моем нравственном.
«С небес многие вещи выглядят иначе, чем с земли. И наши молитвы оттуда выглядят иначе»[3]…
Хананеянка желала лишь выздоровления своей дочери, а Сам Господь ей был по большому счету безразличен. Петр думал не о Христе, а о своем будущем, когда удерживал Господа от крестного пути. И уж конечно же торговцы заботились не об удобстве для прихожан храма, расставляя торговые ряды с обиходами религиозного быта в святом месте.
В конечном итоге оказалось, что внешне «безнравственным» поведением Христос, пусть и в разное время, но все таки достучался и до хананеянки («исцелилась дочь ее в тот час»), и до апостола Петра («паси овец Моих»), и до многих увидевших изгнание торговцев из храма, а быть может и до самих мерчендайзеров…
Церковь призывает нас не торопиться судить себя, судить ближнего и судить Бога. Надо дождаться плода. Иногда он зреет быстро, а порою следует запастись терпением… Но в любом случае, время, потраченное на ожидание, не пропадет.
Хананеянка дождалась исцеления дочери. Петр дождался славы, о которой мечтал, и прощения, о котором уже и мечтать не мог. Сердца многих людей откликнулись на зов веры спустя годы и уже через апостольскую проповедь.
Духовное и нравственное не одно и то же. Нравственность – это мое отношение к миру, к людям, к самому себе. А духовность – это то, почему я отношусь к окружающим подобным образом. Нравственность – это мое поведение и мои слова. Духовность – мотив.
→ О НРАВСТВЕННОМ И ДУХОВНОМ В ПОВСЕДНЕВНОМ